Дошкольная педагогика Петра Каптерева

Опубликовано: 31 октября 2023

В ряду выдающихся российских педагогов Петр Федорович Каптерев стоит на особом месте. В отличие от своих знаменитых коллег. Каптерев прославился тем, что свою деятельность посвятил в значительной степени дошкольному и семейному воспитанию. Он же заложил и основы педагогической психологии в России.

Наверняка в детстве вы любили играть разноцветными кубиками, строить из них башни, домики и горки. А если посещали детский сад, как большинство наших детей, то, конечно, помните веселые игры, которые устраивали вместе с друзьями. Если подобное в вашем детстве было – это заслуга русского педагога Петра Федоровича Каптерева.

Каптерев был выпускником Московской духовной академии, но выбрал для себя вполне светское поприще – педагогику. Более всего его интересовало семейное воспитание, поскольку он полагал, что воспитывать ребенка следует с самого рождения, когда он находится полностью на попечении родителей. В помощь таким первым шагам Каптерев разработал и издал «Энциклопедию семейного воспитания», в которой представил полную пошаговую методику домашнего воспитания маленьких детей. Во главу угла на данном этапе он ставил систематические упражнения и развитие органов внешних чувств ребенка, для чего предлагал применять кубики, палочки и пирамидки.

Петр Каптерев во многом был адептом учения немецкого педагога Фридриха Фребеля, который впервые ввел в европейское общество понятие детского сада. Детские сады уже работали в Германии и Франции, и, по мнению Каптерева, давали прекрасные результаты. Петр Федорович начал организацию системы детских садов и в России, указывая, что это – самая эффективная площадка для воспитания в ребенке основ общественного сознания через совместные игры и занятия. Участвуя в совместной игре, ребенок учится воспринимать себя не только как индивидуальность, но и как часть коллектива, привыкает считаться с чужими интересами, что особенно важно именно в самом младшем возрасте.

Именно благодаря Петру Каптереву в России стали открываться детские сады. К сожалению, их было немного, и работали они в экспериментальном режиме, но Петр Федорович верил в их будущее, писал статьи, в которых развивал методические основы деятельности детских садов, обосновывал педагогические принципы.

После октября 1917 года Каптерев отправился в Воронеж, где за несколько лет работы в качестве профессора университета и декана педагогического факультета сумел поставить дошкольную педагогику на научную основу и даже добился открытия педагогического техникума.

Петр Федорович Каптерев прожил долгую жизнь и успел сделать для российской педагогики очень много, но главным его вкладом стало, конечно, становление дошкольного воспитания в нашей стране. Поэтому российская педагогическая наука и сегодня чтит его имя.

В оформлении использованы иллюстрации с интернет-ресурсов.

<< Вернуться на предыдущую страницу