Драматург, о котором спорят

Опубликовано: 19 августа 2021

19 августа – день рождения известного советского драматурга Александра Валентиновича Вампилова. В общей сложности он написал не так много пьес, но они до сих пор идут на сценах театров нашей страны, вызывая споры между суровыми критиками и горячими почитателями Вампилова.

 

Сегодня Александр Вампилов – признанный классик отечественного театра, драматург мирового уровня. Его имя носят улицы, театры, библиотеки и даже астероид. К сожалению, такая слава пришла к Вампилову уже после его трагической и безвременной гибели в 1972 году, накануне 35-летия.

Литературную творческую деятельность Вампилов начал, будучи еще студентом 3-го курса филологического факультета Иркутского государственного университета. Его рассказы охотно публиковала местная газета, и к окончанию своего образовательного процесса он стал уже заметным в городе автором.

Но Вампилова тянуло к сцене. Нет, актером он становиться не хотел, а вот писать для театра… О своих знакомых – простых людях, не совершающих ничего героического, просто работающих, просто любящих, просто живущих… Удивительно, но первой пьесой Вампилова была комедия. Она называлась «Прощание в июне», а удивительным это было потому, что все дальнейшее творчество Вампилова трудно назвать веселым. «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота» – в этих самых известных пьесах Вампилова герои главным образом страдают. От того, что не получается жить так, как хотелось бы, от того, что близкие и друзья не хотят понимать их чувств, от того, что одна ошибка влечет за собой другую, и ничего нельзя с этим поделать.

В пьесах Вампилова нет никакой идеологии, в них – просто жизнь. Такая, какой она и бывает: простая, грустная, трудная. Несмотря на это, пьесы никто не хотел ставить, впервые постановка «Прощания в июне» была осуществлена только за 2 года до гибели Вампилова.

Когда драматурга не стало, отношение к его творчеству чудесным образом изменилось. Пьесы одну за другой стали ставить театры по всей стране, его имя вошло в моду, произведения экранизировали с лучшими актерами СССР в главных ролях. А критики и по сей день спорят, нужны ли театру такие пьесы, где герои ничего не совершают, а только мучаются нравственными вопросами? Судя по интересу современного поколения – не нужны. Совсем. Но, может быть нашему театру пора подумать и о будущих зрителях? Ведь не исключено, что, как это бывало не раз в истории, новые поколения вернутся к тем устоям, что исповедовали их предки. Вот тогда-то Вампилов с его обостренным чувством справедливости и ответственности за свои поступки очень пригодится театру будущего. Будем надеяться…

В оформлении использованы иллюстрации с интернет-ресурсов.

<< Вернуться на предыдущую страницу