Гайдартека представляет: Летописица санитарного поезда

Опубликовано: 22 марта 2021

 

20 марта – день рождения советской писательницы и драматурга Веры Федоровны Пановой. Вера Панова оставила заметный след в советской литературе, ее проза и драматургия были очень популярны в стране, а романы неоднократно экранизировались. Высокие художественные достоинства литературы Пановой, ярко выраженные социальные и человеческие мотивы позволяют причислить ее к советской литературной классике.

Вера Федоровна Панова происходила из старинной ростовской купеческой семьи, но после Октябрьской революции была вынуждена зарабатывать репетиторством, так как даже окончить гимназию ей не удалось.

Однажды знакомые предложили ей подработать заметками в газету «Трудовой Дон». Вера написала на пробу несколько небольших статей и принесла их в редакцию. Сотрудников редакции вполне устроило качество материала, и Вере Федоровне предложили постоянную работу, поставив только одно условие: взять псевдоним, поскольку купеческая фамилия Пановых была уж очень хорошо известна в Ростове. И Вера Панова на короткое время превратилась в Веру Вельтман.

Возможно, она так и осталась бы корреспондентом газеты и писала статьи по злободневным вопросам, но как-то раз ей попалось объявление харьковской газеты о конкурсе на лучшую пьесу для колхозного театра. Вера решила попробовать свои силы в этом жанре и преуспела: написав пьесу «Илья Косогор», она получила первую премию. Следующую пьесу – «Старая Москва» – Панова отправила в 1940 году уже на Всероссийский конкурс. И снова успех, да еще какой! Пьеса не просто одержала победу, ее приняли к постановке сразу два театра в Москве и Ленинграде. Конечно, Веру Федоровну немедленно пригласили работать для столичных театров.

Но грянула война, спутав все планы начинающего автора. По заданию редакции одного из московских журналов Вера Федоровна два месяца ездила с фронтовым санитарным поездом в качестве корреспондента. Тогда-то и родилась у нее идея ее главного романа о фронтовых госпиталях на колесах – «Спутники». Панова написала его уже после войны, в 1946 году, аккумулировав все свои воспоминания и впечатления. Герои романа – санитарки, врачи, машинисты – это реальные люди, которых встретила Вера Федоровна на фронтовых дорогах, и все истории, о которых она поведала, случились в действительности.

В послевоенные годы Вера Панова продолжила писательскую деятельность, написала несколько романов и пьес, став одной из самых популярных писательниц страны. А в 1960 году она открыла новую страницу своей творческой биографии – кинематографическую. На «Мосфильме» было принято решение экранизировать повесть Пановой «Сережа», и Вера Федоровна не только приняла участие в создании киносценария, но и лично выбрала режиссера, угадав в молодом выпускнике режиссерских курсов Георгии Данелия будущее светило советского режиссерского цеха.

Фильм имел огромный успех, получив несколько международных кинопремий, и уже в следующем году Вера Панова по заказу киностудии им. М. Горького написала сценарий для фильма «Евдокия» по своему роману. Сняла фильм начинающий режиссер Татьяна Лиознаова, ставшая впоследствии, как и Данелия, мэтром отечественного кино.

А знаменитые «Спутники» были экранизированы трижды: в 1964г. под названием «Поезд милосердия», в 1975 году под названием «На всю оставшуюся жизнь» и в 2015 году под названием «Спутники». Два последних фильма, к сожалению, писательница уже не увидела…

Если вы хотите лучше ощутить ушедшую эпоху, понять тех людей, их мысли, мировоззрение, быт, книги Веры Пановой – одно из лучших предложений литературы. Они просты и человечны, идейны и душевны одновременно. Почитаем?

В оформлении использованы иллюстрации с интерент-ресурсов.

<< Вернуться на предыдущую страницу