Одна из самых важных задач Центральной городской детской библиотеки имени Аркадия Гайдара в 2022 году - реализация проекта «Школа инклюзивного общения, который стал победителем грантового конкурса Благотворительного фонда Михаила Прохорова «Новая роль библиотек в образовании - 2021». Май стал месяцем завершения второго этапа работы по проекту.
Деление процесса реализации проекта на этапы, конечно, достаточно условно, ведь работа всегда ведется комплексно. Тем не менее, в каждом временном отрезке основное внимание уделяется какой-то одной деятельности. На первом этапе проводились подготовительные мероприятия, обучение сотрудников основам русского жестового языка, заключались договора с партнерами и т.д. То есть, создавалась база для будущей работы.
Второй этап – самый длительный. Начался он еще в декабре 2021 года, когда состоялись первые групповые мероприятия для ребят – участников проекта.
В апреле состоялись две встречи, во время которых ребята проходили новую тему - «Моя семья». С каждым новым занятием участники проекта узнают все больше жестов, пополняя свой «жестовый» словарь. Позади дактильная азбука и числа. Сегодня участники проекта знакомились с жестами, обозначающими членов семьи. «Мама», «папа», «бабушка», «дедушка» - самые первые и такие важные слова в жизни каждого человека. Вот и в русском жестовом языке эти слова изучают одними из первых.
Теперь при встрече с носителем языка ребята легко смогут не только представиться, назвав свое имя, фамилию и возраст, но и рассказать о своей семье. А какие семьи у наших участников? Большие или маленькие? Сколько в них человек, есть ли у ребят бабушка и дедушка, братья и сестры, и как их зовут? В течение урока каждый из участников рассказал о своей семье и назвал имена каждого члена семьи, что позволило вспомнить и закрепить пройденный материал (дактильную азбуку). С каждым занятием жестов становится все больше и запоминать их становится сложнее, особенно если некоторые жесты похожи между собой. Хотя, для кого-то это «плюс» и ему так легче запоминать, а кто-то все же начинает путаться.
В каждой школе задают домашние задания. Наша школа не исключение. Дома ребята повторяют все то, что выучили на уроках, и тренируют свои знания в школе, общаясь друг с другом. С каждым занятием мы приближаемся к цели все ближе и ближе. Ведь впереди участников данного проекта ожидает итоговая работа и фестиваль, на котором будут отмечены лучшие из лучших.
20 мая 2022 года, состоялось заключительное мероприятие второго этапа реализации проекта «Школа инклюзивного общения». Впереди – индивидуальная работа, на которую отводится целых 3 месяца!
Наши подопечные за прошедшее время освоили дактильную азбуку, технику и правила разговорной речи с использованием жестов, пополнили словарный запас в среднем на 500 – 800 жестов. Кажется, не так велика цифра – 800 жестов. Разве достаточно этого для полноценного общения? Нет. Не достаточно. Но это – базовые знания. Те знания, которые помогут ребятам не испытывать скованности при знакомстве с не слышащими людьми, помогут объясниться и наладить контакт. Для начала общения этих жестов уже достаточно. Дальше – вопрос практики и желания учиться. А у наших подопечных это желание есть.
Параллельно с обучающими мероприятиями ведется (и продолжится дальше) виртуальная работа с блогом «Я звучу» https://www.youtube.com/channel/UCGKfn9XThwM8aYdlJOuM5Ww/videos
Совсем скоро там появятся видео от участников проекта. Поддержать ребят можно, подписавшись на канал и оставляя свои лайки и комментарии.
Ребята уже выходят на финишную прямую. Позади сложности освоения жестовой речи, разработка гибкости пальцев. Позади – работа в группах. Начинается индивидуальная работа с наставниками. Результаты этой работы мы увидим через три месяца, во время грандиозного мероприятия – Фестиваля жестового языка.
А пока – не снижаем темпов! Ведь впереди – финал!