Как воспитать патриотов?

Опубликовано: 17 мая 2024

16 мая 2024 года состоялось значимое профессиональное мероприятие: Библиотечный форум «Читатель. Гражданин. Патриот». Форум  стал знаковым событием для муниципальных библиотек Новосибирска накануне профессионального праздника – Общероссийского дня библиотек. Организатором мероприятия выступила Центральная городская детская библиотека им. А. П. Гайдара.

С приветственным словом перед участниками Форума выступил глава администрации Ленинского района А. В. Гриб. Он подчеркнул символичность проведения Форума в месте расположения главного памятника воинской славы Новосибирска, где каждый горожанин может зарядиться духом патриотизма и чувством принадлежности к истории своей страны.

Актуальность работы библиотек по патриотическому воспитанию граждан сегодня, в непростое для России время, отметила в своем приветствии директор Новосибирской государственной областной научной библиотеки, заместитель председателя Общественной Палаты Новосибирской области, президент Новосибирского библиотечного общества С. А. Тарасова. Старт работе планерному заседанию дала директор ЦГДБ им. А. П. Гайдара Л. Е. Присяжнюк. Она особо обратила внимание собравшихся на последние Указы Президента РФ в области патриотической работы: Указ №309 от 7 мая 2024 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» и Указ №314 от 08 мая 2024 г. «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения».

Пленарное заседание «Формирование гражданско-патриотического самосознания подрастающего поколения: вызов времени», проходившее в Большом зале администрации района, стало фокусом внимания Форума. Специалисты библиотек и лидеры патриотических движений и организаций дали объективную оценку сегодняшнему уровню патриотических настроений у подрастающего поколения, обсудили вопросы дальнейшего развития методики патриотического воспитания, обозначили существующие проблемы в процессе формирования у молодежи чувства любви к Родине, уважения к истории и культуре своей страны.

Что такое патриотизм? Из чего он складывается? Почему одни его горячо одобряют, а другие боятся? На эти вопросы участникам форума в своих выступлениях развернуто и эмоционально ответили два библиотечных специалиста, хорошо известных в Новосибирске своей активной гражданской позицией: Е. В. Соснин и М. И. Костин, представители НГОНБ и ОДБ им. А. М. Горького соответственно. Главный вывод из их выступлений – патриотическое воспитание необходимо, но оно требует индивидуального подхода, разнообразного инструментария и, конечно, уважения к личности.

Об одном из инструментов, способном повысить патриотический настрой, рассказал руководитель ассоциации патриотических организаций Новосибирской области «Патриот» С. В. Бородин. Один из лидеров военно-патриотического движения в нашей области познакомил участников Форума с последними образцами военной техники, созданными с помощью искусственного интеллекта. Именно так уже сегодня выглядит оружие в зоне СВО, и привлекать к такой конструкторской работе талантливую молодежь, воспитывая ее в патриотических традициях, – наша общая задача. И здесь именно библиотеки, по утверждению С. В. Бородина, могут сыграть ключевую роль, став информационно-творческими центрами.

Еще один перспективный партнер для библиотек в области патриотического воспитания – учреждения краеведческой направленности, ведь чаще всего чувство патриотизма рождается из любви к «малой родине». Заместитель директора Музея Новосибирска И. И. Ветров выступил с сообщением о перспективах развития деятельности музея по патриотическому воспитанию горожан и, прежде всего, молодежи. Специальные экспозиции о выдающихся новосибирцах и памятных местах города, пешеходные экскурсии – все подчинено формированию уважения к культуре и истории родного города у детей и подростков.

Завершило пленарное заседание Форума выступление помощника депутата Государственной Думы РФ О. Н. Вишленковой, подробно рассказавшей о мероприятиях Ленинского отделения партии «Единая Россия» патриотической направленности.

Пленарная сессия передала эстафету практической программе Форума, представленной пятью тематическими площадками: мастер-классом «Работа с традиционными ценностями в библиотеке», дискуссией «Современная художественная литература как инструмент патриотического воспитания», практическим интенсивом «Библиотека – лаборатория патриотизма», круглым столом «Приемы работы с подростковой аудиторией военно-патриотических объединений города Новосибирска», кейс-конференцией «Коммуникации, эксклюзив и библиотечные концепции в патриотическом просвещении». Во время работы площадок были обсуждены имеющиеся практики и перспективные векторы взаимодействия библиотек с различными учреждениями города в целях повышения уровня национального самосознания юных граждан.

Модератор мастер-класса «Работа с традиционными ценностями в библиотеке» М. И. Костин в представлении не нуждается, и стоит отметить, что посетители его площадки пришли пообщаться именно с ним на злободневные темы. Михаил Иванович является активным участником Новосибирского регионального общественного движения «Защитник», тренером по профессиональному и личностному росту и умеет работать с аудиторией. В работу мастер-класса дружно включились три команды для выполнения задания: сформулировать понятия ценностей человеческой жизни, крепкой семьи, справедливости и патриотизма. За бурным обсуждением патриотической терминологии и общечеловеческих ценностей время пролетело незаметно. Участники также познакомились с «Перечнем ключевых традиционных российских духовно-нравственных ценностей», подготовленным «Защитником».

Модератор дискуссии «Художественная литература как инструмент патриотического воспитания» Е. В. Соснин вместе с собравшимися искал ответы на насущные вопросы. Может ли литература вообще воспитать в человеке чувство патриотизма? Почему сегодня мы видим на прилавках книги, не соответствующие отечественным нравственным традициям, и кто за это должен отвечать? Запрещать антипатриотические книги – это выход из положения? Какие произведения художественной литературы можно отнести к патриотическим? Вот такие непростые вопросы обсудили дискуссанты этой площадки. С рекомендациями, которые дал Евгений Викторович, библиотекари в большинстве своем согласились. Всегда нужно обращаться к классической литературе, а информацию современных изданий сверять с документальными источниками и научно-познавательной литературой. А еще современный библиотекарь должен изучать кинематограф, ведь иногда от хорошей экранизации можно «прийти» к уникальному изданию!

Круглый стол «Приемы работы с подростковой аудиторией военно-патриотических объединений города Новосибирска» собрал представителей Поста №1, военно-патриотичекого клуба Гимназии 16 «Французской», поискового движения, волонтеров объединения «Молодая гвардия». Они рассказали о своей интересной и необычной работе, о проблемах и успехах, и, конечно, призвали библиотекарей к сотрудничеству. Рассказ С. А. Жильцовой (Пост №1) о несении почетного караула на Монументе славы сменами, состоящими из представителей людей разных профессий и учреждений, взбудоражил аудиторию. Библиотекари как неравнодушные люди решили, что в год 80-летия Победы (2025 год) у Вечного огня в майские дни должна обязательно стоять и библиотечная смена.

 

Практический интенсив «Библиотека – лаборатория патриотизма» вызвал бурю эмоций, как у детей, так и у взрослой аудитории. Здесь шел открытый урок мужества «Сибиряки на страже Отчизны» с участниками боевых действий. Александр Греблюк, руководитель исполнительного комитета Новосибирского отделения «Боевое братство» и Александр Денисенко, участник боевых действий вели откроенный разговор с подростками на серьезные и животрепещущие темы – защита своей Родины. Коллеги из муниципальных библиотек на примере убедились в важности таких мероприятий.

Площадка кейс-конференции «Коммуникации, эксклюзив и библиотечные концепции в патриотическом просвещении» была самой многочисленной. На ней шел обмен практиками и представление патриотических инициатив библиотек Новосибирска. Из представленных выступлений можно сделать вывод, что деятельность муниципальных библиотек играет большую роль в системе формирования базовых национальных ценностей у подрастающего поколения. Библиотеки ищут и реализуют новые форматы взаимодействия с читателем по патриотическому просвещению; разрабатывают инструментарий, способствующий эффективной работе в данном направлении. Определились перспективы гражданско-патриотического воспитания юных горожан – проектная деятельность.

В целом в работе Форума приняли участие 200 делегатов: руководители и специалисты государственных областных и муниципальных библиотек, библиотекари Новосибирской области, представители патриотических организаций региона, студенты Новосибирского областного колледжа культуры и искусств, учащиеся школ Ленинского района.

Результатом совместной работы участников библиотечного события станет резолюция, в которой будут аккумулированы все инициативы и предложения участников по совершенствованию работы библиотек в системе патриотического воспитания.

Следите за нашими новостями!

 

В оформлении частично использованы фотографии Андрея Чердакова.

<< Вернуться на предыдущую страницу