«Бедная невеста»

Опубликовано: 6 декабря 2023

«Бедная невеста» – не самая популярная пьеса Александра Николаевича Островского. И, тем не менее, она имеет весьма интересные особенности: благодаря ей драматург поссорился с влиятельным лицом, и все ее персонажи – это реальные люди. Хотя пьеса малоизвестна широкому кругу публики, история ее создания считается одной из самых занимательных.

Началась эта история летом 1850 года, когда очень авторитетный журналист и критик Михаил Петрович Погодин получил письмо от Александра Николаевича Островского, в котором тот уведомлял его о начале создания новой пьесы. В конце октября Островский в доме Погодина уже прочел отрывки из нее, а весной 1851-го заверил Погодина в том, что пьеса завершена и даже договорился с журналистом о публикации ее в «Ведомостях». А далее началось то, что привело Островского к серьезной размолвке со своим покровителем. Пьесу на самом деле он не закончил, все время вносил в нее поправки, и прошел еще один год, прежде чем до крайности раздраженный этими проволочками Погодин получил, наконец, текст пьесы.

Трудно сказать, что шокировало Погодина больше: странное промедление Островского или сама пьеса, которая называлась «Бедная невеста». Дело в том, что драматург представил на суд публики ситуацию, которая на самом деле имела место быть в доме вдовы профессора Корша. Пьеса рассказывала о бедной вдове и ее дочери Маше, живущих на одну пенсию. За Машей ухаживают многие молодые люди, но вдова ищет наиболее выгодного для дочери брака, не считаясь с чувствами дочери. В персонажах пьесы легко угадывалась близкая кругу Островского семья профессора Корша – его вдова и дочь Зинаида, к которой, по слухам, Островский питал нежные чувства. Все персонажи пьесы были настолько узнаваемы, что Погодину стало не по себе. Утешало его лишь то, что в образе Миши Хорькова, одного из поклонников Маши, Островский изобразил и себя, причем, без особого пиетета к своей персоне.

Погодин вступил в длительные переговоры с Островским, убеждая его изменить некоторые реплики, и правка пьесы продлилась еще год. Премьера спектакля состоялась в Малом театре только осенью 1853 года. Все «маскировочные» усилия Погодина оказались тщетны, публика сразу же узнала героев пьесы, и в антракте имя Зинаиды Федоровны Корш звучало во всех уголках фойе.

Возможно, пьеса не имела особого успеха потому, что слишком много лиц было поставлено под удар. Художественные достоинства ее были весьма высоки: о ней одобрительно отозвались Писемский, Тургенев, Чернышевский, Добролюбов. Но, по общему мнению, Островский перешел в ней определенную грань и затронул личности людей, дав повод обсуждать и осуждать их. Более того, многие современники считали, что именно благодаря этой пьесе Зинаида Корш, в отличие от своего литературного воплощения, так и не вышла замуж.

Вот такая печальная история…

В оформлении использованы иллюстрации с интернет-ресурсов.

<< Вернуться на предыдущую страницу