«Бешеные деньги»

Опубликовано: 13 июня 2023

Пьеса «Бешеные деньги», написанная Александром Николаевичем Островским в 1869 году, имеет две особенности, отличающие ее от других шедевров драматурга: импульс к ее созданию дал подлинный случай из биографии автора, а также в этой пьесе вторично появляется один из персонажей другой пьесы.

Не секрет, что Островский очень любил Волгу, ее берега и города, привольно на них расположившиеся. В приволжских городах у него сложились дружеские отношения с местной интеллигенцией, он регулярно путешествовал по Волге, заезжая в гости к друзьям. И вот однажды, когда драматург гостил в Нижнем Новгороде у знакомого художника, их пригласил на званый обед один из богатейших нижегородских промышленников Рукавишников. Островский, разумеется, был наипочетнейшим гостем на этом приеме, и хозяин представлял ему всех значимых персон. Среди приглашенных выделялись две дамы, представленные драматургу как госпожи Анна Семеновна и Юлия Николаевна Двинские – вдова с дочерью из обедневших дворян. Вскоре Островский почувствовал совершенно недвусмысленный и назойливый интерес к себе со стороны этих особ: Юлия кокетничала с ним, а ее маменька настойчиво приглашала в гости. Перепуганный мужчина бросился за разъяснениями к хозяину дома, который поведал ему о желании Анны Семеновны срочно выдать замуж дочь-бесприданницу. Дворянин, маститый литератор Островский был для них, безусловно, весьма подходящей партией. Александру Николаевичу, хоть и с трудом, но удалось избавиться от притязаний Юлии и ее маменьки, но эту историю он принял близко к сердцу и сделал этих дам персонажами своей новой пьесы.

Сначала Островский назвал пьесу «Коса на камень». Сюжет был построен на поисках вдовы Надежды Чебоксаровой достойного жениха для своей дочери, красавицы Лидии. Ухаживают за девушкой многие, но годным для этой роли оказывается купец Васильков – простой человек из крестьян, но очень богатый. Среди окружения Чебоксаровых фигурирует и знакомый нам Егор Дмитриевич Глумов, знакомый нам по пьесе «На всякого мудреца довольно простоты». Он нисколько не изменился, продолжает искать богатую невесту, но, быстро поняв, что красивая дворянка Лидия бедна, как церковная мышь, снова пускается на хитрые интриги, благодаря которым получает место секретаря у некой пожилой богатой дамы и уезжает с ней за границу, рассчитывая на хорошее наследство. А Лидия выходит замуж за неприятного ей Василькова, более того, ей приходится принять все его условия: заняться хозяйством, научиться разбираться в торговле и помогать мужу в делах. Подумав, Островский изменил название пьесы на «Не все золото, что блестит», но совершенно удивительные обстоятельства заставили его отказаться и от этого. Дело в том, что Островский при написании пьесы ничего не знал о судьбе той самой Юлии Двинской, которую вывел под именем Лидии Чебоксаровой. А она, оказывается, повторила судьбу своего литературного двойника: была вынуждена выйти замуж за простого незнатного, да еще и не особенно богатого купца и даже сама торговала в лавке к ужасу своей маменьки.

Островский пришел в ужас, решил, что такие «пословичные» названия могут быть восприняты как обидные намеки, и окончательно изменил название на совершенно нейтральное «Бешеные деньги».

Вот так эта Островского принесла ее автору немало беспокойства. Но на популярность ее это никак не повлияло, она по-прежнему ставится в наших театрах, экранизирована и любима зрителями!

В оформлении использованы иллюстрации с интернет-ресурсов.

<< Вернуться на предыдущую страницу