«Бесприданница»

Опубликовано: 11 ноября 2023

«Бесприданница» - пьеса с совершенно необычайной судьбой. Это самое известное произведение Александра Николаевича Островского и одновременно самый громкий его провал. Что же случилось, когда после 4-хлетнего ожидания зрители увидели пьесу на сцене? Почему они сочли новое творение любимого драматурга оглушительной неудачей?

Сюжет «Бесприданницы» основан на реальных событиях. Островский несколько лет прослужил почетным мировым судьей в Кинешемском уезде. Именно тогда он оказался участником рассмотрения уголовного дела жителя Кинешмы Ивана Коновалова, застрелившего свою жену. Некоторые детали этой трагической истории Александр Николаевич и положил в основу пьесы.

Над ней драматург трудился целых 4 года, что было совершенно нехарактерно для Островского. Российская публика ожидала «Бесприданницу» с нетерпением, предвкушая мощное драматическое зрелище, поскольку Александр Николаевич делился замыслом с театральными журналистами, и о чем будет новая пьеса, все более или менее представляли.

Когда же в 1878 году пьеса была завершена и поставлена в Малом театре и Александринке, разочарованию общества не было предела. Провал пьесы можно сравнить только с такой же участью чеховской «Чайки». Московские журналисты писали, что Островский «утомил публику скучнейшим действом», а петербургские назвали спектакль «никому не интересной историей о глупенькой девице».

Можно было бы предположить, что все дело было в неудачных постановках и плохой игре актеров, но спектакли ставили лучшие режиссеры, а роль героини Ларисы Огудаловой исполнили выдающиеся актрисы своего времени, любимицы публики Гликерия Федотова в Москве и Мария Савина в Петербурге. Критики настаивали: дело не в недостаточных усилиях театральных трупп, скучна, затянута и абсолютно неинтересна сама пьеса.

Островский был очень огорчен. Он вложил в это творение столько сил, был уверен в оглушительном успехе, и вот…

Больше при жизни Островского пьесу в России не ставили. Казалось, что о ней забыли, но в 1896 году Александринский театр вдруг решился на вторую попытку. У Александринки были все основания надеяться на успех – теперь в труппе была гениальная Вера Комиссаржевская, а значит, судьба несчастной Ларисы должна прозвучать по-новому. И чудо состоялось! Вера Федоровна Комиссаржевская так сильно, трагично и глубоко прочувствовала роль, так драматично прожила ее на сцене, что заставила и зрителей и критиков посмотреть на пьесу по-другому, понять ее замысел и оценить по достоинству великое творение Островского.

Пьеса до сих пор с огромным успехом идет на российских сценах, по ней сняты два замечательных фильма, она входит в школьную программу, ее до сих пор «по словечку» разбирают в литературных и театральных институтах, восхищаясь мастерством великого Островского.

В оформлении использованы иллюстрации с интернет-ресурсов.

<< Вернуться на предыдущую страницу