«Доходное место»

Опубликовано: 27 апреля 2023

Одной из главных пьес во всем драматургическом наследии Александра Николаевича Островского стала, несомненно, «Доходное место». Ее остросоциальное звучание в свое время всколыхнуло всю Россию и подняло волну критики. «Доходное место» с триумфом ставилось не только в Москве и Петербурге, но и во многих губернских городах, где местные «цари» даже пытались запрещать спектакли. И по сей день эта пьеса, актуально звучащая во все времена, остается одной из самых популярных в русском театре.

Исследователи творчества Островского считают «Доходное место» наряду с «Пучиной» самой серьезной и грустной пьесой драматурга. Интересно, что «Доходное место» было создано весьма в драматический, даже трагический период жизни Островского. Летом 1856 года Александр Николаевич предпринял длительное путешествие по Тверской губернии – он хотел добраться до истока Волги. Но завершить поездку ему не удалось – в один из дней вовремя пути что-то напугало лошадей, и они понеслись, не разбирая дороги. Тарантас опрокинулся, и Александр Николаевич получил в результате этой «аварии» несколько сложных переломов. Вот в таком состоянии, практически обездвиженный, он и написал «Доходное место». Понятно, что настроение у него было в процессе творчества не особенно радостное, вот и пьеса получилась серьезной и грустной. О чем же она?

Герой пьесы – молодой чиновник Жадов. Вступая в службу, он полон надежд: ведь он молод, здоров, честен, образован, талантлив. У него есть все, чтобы преуспеть, сделать блестящую карьеру, принести пользу своей стране. Но постепенно он начинает разочаровываться, так как видит, что карьеру делают не талантливые и честные, а уголовники и взяточники. Лесть, кумовство, мздоимство – вот что помогает продвинуться по служебной лестнице, добросовестный же труд не замечает никто.

У Жадова есть невеста Полина – милая, скромная, благонравная девушка, которую он искренне любит. Но скромностью и простодушием Полины пользуется и ее мать, вдова коллежского асессора Кукушкина. Циничная и прижимистая Фелицата Герасимовна мечтает об одном: повыгоднее пристроить дочек. Юленьку удается выдать за взяточника Белогубова, а вот жених Полины Жадов ее раздражает. Поначалу, узнав, что Жадов – племянник могущественного высокопоставленного Вышневского, она обрадована. Но вот беда – Жадов и думать не желает, чтобы попросить у дядюшки «доходного места», где можно обирать просителей.

Эта компания ломает молодого человека, и он идет на поклон к дяде, но, к счастью, успевает вовремя одуматься. Но все же пьеса производит очень тягостное впечатление, поскольку Островский отчетливо дает в ней понять: Жадовых – единицы, Белогубовых – миллионы.

Увы, но пьеса и сегодня звучит свежо, почему и не утрачивает своей популярности. Ее продолжают ставить, находя все новые интонации и краски. Кстати, выдающийся российский режиссер Марк Захаров начал свой путь к славе именно с этой пьесы. В 1967 году он поставил «Доходное место» с Андреем Мироновым в главной роли в Московском театре Сатиры, после чего «проснулся знаменитым». Пьеса стала главным событием театральной Москвы, через некоторое время ее запретили, но Захаров в результате получил под свое руководство целый театр – «Ленком».

Можно не сомневаться, что мы еще не раз увидим на подмостках спектакли по этой пьесе, ведь голос Островского для россиян бессмертен.

<< Вернуться на предыдущую страницу