«На всякого мудреца довольно простоты»

Опубликовано: 16 мая 2023

Одной из самых популярных среди пьес Александра Николаевича Островского есть особенная. Это – «На всякого мудреца довольно простоты». Она весьма неоднозначна в отношении морально-нравственных устоев современного Островскому общества. Герой пьесы – персонаж, не часто встречающийся в русской драматургии, и получился он настолько интересным, что сподвигнул автора на весьма необычную для того вещь.

Пьесу «На всякого мудреца довольно простоты» Островский написал в 1868 году, и, по традиции, она тут же была поставлена в Малом и Александринском театре. Оба спектакля имели большой успех у публики, но у критиков вызвали недоумение.

В общем, это было понятно: во-первых, в пьесе не обнаружилось ни одного положительного персонажа, а во-вторых, главный герой Егор Дмитриевич Глумов обладал уж очень необычными свойствами. На первый взгляд, типичный карьерист, Глумов идет к своей цели весьма нетривиальным путем. Как и многие, он хочет добиться «доходного» места и богатой невесты, будучи бедным и незнатным человеком. Нет, он не хочет ни добросовестно трудиться, ни брать взятки, ни пользоваться родственными связями. Его оружие – интрига. Есть богатая наследница, сирота Машенька, живущая у своей тетки помещицы Турусиной, есть в Москве влиятельные чиновники, в распоряжении которых лучшие вакансии. И Глумов собирает о них факты, узнает их привычки, пристрастия, желания, а затем, пользуясь полученной информацией, плетет хитрую сеть, в которую постепенно затягивает всех.

Потенциальная невеста Машенька симпатизирует бесшабашному гусару Курчаеву, родственнику важного сановника Мамаева? Ну что же, Глумов одним хитроумным ходом компрометирует Курчаева и добивается расположения Мамаева, а тот уже рекомендует его Турусиной в качестве жениха для Машеньки. Подобными выверенными ходами Глумов практически приходит к успеху. Он умен, наблюдателен и талантлив, ему удается стать необходимым буквально для всех, от кого зависит его карьера и выгодная женитьба. Но все же одну ошибку он допускает – ведет дневник, в котором отражает свое истинное отношение к окружению и истинный смысл своих действий. И этот дневник попадает в руки осмеянных в нем людей и обнародуется.

Казалось бы, Мамаев и его супруга, Турисина и все остальные, подвергшиеся в дневнике насмешкам и нелицеприятных характеристикам, должны навсегда изгнать обманщики и интригана из своего общества. Но они оказались умнее, чем он думал. Они соглашаются с ним, высоко оценивают его способности, которые в перспективе могут им очень пригодиться, и приходят к общему мнению, что чуть позже Глумова следует снова «приласкать». Почувствовали в нем «своего». А в качестве легкого наказания за наглость богатая невеста Машенька «уплывает» к Курчаеву.

Но на какой же необычный для себя ход пошел здесь Островский? Дело в том, что Глумов – единственный персонаж Островского, который появляется не в одной, а в двух пьесах. Егора Дмитриевича Глумова и его дальнейшие похождения публика чуть позже увидела в пьесе… Впрочем, об этом в свое время. Следите за нашими публикациями и узнавайте больше о великой русской драматургии!

В оформлении использованы иллюстрации с интернет-ресурсов.

<< Вернуться на предыдущую страницу