«Школа инклюзивного общения»: завершающий штрих

Опубликовано: 28 сентября 2022

26 сентября на площадке Научной библиотеки им. Г. П. Лыщинского НГТУ состоялся Фестиваль жестового языка, который стал торжественным завершением проекта «Школа инклюзивного общения», реализуемого Центральной городской детской библиотекой им. А. П. Гайдара при финансовой поддержке Фонда Михаила Прохорова. На Фестивале были представлены основные итоги проекта, состоялось награждение победителей и участников конкурса медиаресурсов на русском жестовом языке «Жест и книга», презентован видео-блог «Я_звучу». Участниками финального мероприятия стали 115 человек.

Наш проект «Школа инклюзивного общения» в июне 2021 года вошел в число победителей грантового конкурса «Новая роль библиотек в образовании». Главная инициатива проекта – преодоление барьеров общения и развитие толерантного отношения к лицам с нарушениями слуха через изучение коммуникационных каналов, используемых глухими и слабослышащими людьми.

12 ноября 2021 года состоялось первое занятие «Школы инклюзивного общения», участниками которого стали учащиеся 7-х классов общеобразовательных школ Ленинского района города Новосибирска № 73 и № 160. За время обучения наши ученики прошли долгий и увлекательный путь знакомства с русским жестовым языком (РЖЯ). На первых занятиях Школы ребята познакомились с основной идеей проекта, его целями и задачами. Отдельные темы мероприятий были посвящены волонтерской деятельности и основам социальной работы.

Занятия по изучению непосредственно русского жестового языка проходили под руководством опытных специалистов и партнеров проекта ‒ Центра инклюзивного сопровождения Новосибирского государственного технического университета. Все занятия в Школе были разбиты на тематические блоки: знакомство, числа, семья, школа, город и т.д. Как оказалось, общение на РЖЯ требует определенной раскованности, умения контролировать свое тело и подавать невербальные сигналы собеседнику. Поэтому, сначала нашим ученикам необходимо было, в первую очередь, научиться доносить информацию с помощью мимики, поз и движения тела. Затем, как в любом языке, освоить особую азбуку ‒ дактильную.

Общение на занятиях с неслышащим педагогом помогало ребятам преодолеть стереотипы и страхи. Уже после пары занятий наши ученики становились более уверенными и раскрепощенными в общении. Они не боялись диалога на жестовом языке, стремились понять и понимали собеседника, учились правильно строить фразы на РЖЯ. Наблюдать за динамикой развития такого общения было очень интересно. С каждым новым занятием ребята все больше погружались в мир жестов и общения без слов.

Итоговым испытанием обучения в «Школе инклюзивного общения» стал конкурс медиаресурсов на русском жестовом языке «Жест и книга». Его участникам необходимо было рассказать о прочитанных за лето книгах на РЖЯ. На конкурс было представлено 30 работ, из которых было выявлено 3 победителя. Экспертное жюри оценивало работы конкурсантов по уровню владения РЖЯ и умением держаться в кадре.

Фестиваль жестового языка стал результатом совместной работы библиотеки и ее партнеров по проекту. Слова благодарности были сказаны в адрес заведующей Лабораторией русского жестового языка Института социальных технологий Вариновой Ольге Александровне, преподавателям русского жестового языка – Копосовой Веронике Сергеевне и Борисовой Марине Алексеевне, классным руководителям участников проекта ‒ Насибян Анаит Володяевне и Шумихиной Оксане Анатольевне, директору Научной библиотеки им. Г. П. Лыщинского НГТУ ‒ Удотовой Вере Николаевне.

Большой интерес у гостей и участников Фестиваля вызвал ролик «Как это было», в котором были представлен видеоархив с занятий Школы. Участники проекта поделились своим опытом в изучении РЖЯ. Так, Гетиков Сергей рассказал, что: «Поначалу повторять за педагогом движения пальцев было несложно, но уже к концу урока пальцы начинали побаливать и отказывались «складываться» в нужную букву или жест. Но было очень интересно изучать особенный язык, которой поможет преодолеть барьеры в общении с не слышащими людьми».

Гостям праздника был представлен YouTube–канал «Я_звучу». На канале собраны работы ребят на различные темы занятий, а также представлены интересные рубрики, придуманные нашими участниками «Угадай книгу», «Достопримечательности Новосибирска», «В-слух». Кроме того здесь собраны работы участников конкурса «Жест и книга», итоги которого были объявлены на Фестивале.

Победительницей конкурса стала Симакова Анастасия, ученица 8 «Б» класса школы № 73, занявшая первое место. Наградой для нее стали фитнес-часы. Второе место занял Рахимжанов Миршохиджон, ученик 8 «Г» класса школы № 160. В качестве приза ему был вручен графический планшет. Третье место заняла Спицына Арина, ученица 8 «Г» класса школы № 160. Ей достались фитнес-часы с гарнитурой.

Все остальные конкурсанты были награждены Дипломами участника и памятными призами: кружками и значками с логотипом видео-канала «Я_звучу». От партнеров проекта – Института социальных технологий ребята получили рюкзаки, которые передал Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ. Надеемся, что кто-то из участников проекта выберет своей будущей профессией социальную работу, а кто-то станет сурдопереводчиком.

 

Украшением Фестиваля жестового языка стали творческие номера от городской студии инклюзивного искусства «Белый воробей».

Работа «Школы инклюзивного общения» будет продолжаться, так как ее главная цель – общение на равных людей с инвалидностью и без, остается одной из значимых для Центральной городской детской библиотеки им. А. П. Гайдара.

Еще раз благодарим всех участников и партнеров «Школы»!

<< Вернуться на предыдущую страницу