«Волки и овцы»

Опубликовано: 9 марта 2023

Александр Николаевич Островский – универсальный драматург, его таланту подвластны и драма, и трагедия, и водевиль, и комедия. Сам же Островский признавался, что, если бы он не задался целью создать репертуар русского театра на любой вкус, то писал бы только комедии. Но и комедии драматурга, которые в его творческом багаже составляют большинство, несут острый социальный подтекст. Самым значительным достижением в этом направлении, без сомнений, является пьеса «Волки и овцы».

«Волки и овцы» написаны в 1875 году, после нескольких дней, проведенных Александром Николаевичем в поместье своего приятеля. Как вспоминал драматург, он познакомился с соседями приятеля и сделал себе на будущее несколько зарисовок характеров. Но, вернувшись домой и просмотрев свои записи, неожиданно немедленно засел за работу, поскольку ему вдруг «нарисовалась забавная история об этих людях». Когда пьеса была готова и напечатана в «Отечественных записках», первым к Островскому за правом на постановку обратился столичный Александринский театр, на сцене которого «Волки и овцы» и были впервые представлены публике уже 8 декабря 1875 года. Малый театр опоздал всего на полмесяца – в исполнении его труппы московские зрители увидели спектакль 26 декабря 1875 года. Пьеса имела оглушительный успех и немедленно разошлась по России. Уже в следующем году она была поставлена в театрах практически всех губернских городов.

Успех пьесы объясняется не только несравненным литературным мастерством Островского, искрометным юмором и хорошо узнаваемыми типажами персонажей, но и своеобразным сюжетным «перевертышем». В названии пьесы заложен вполне понятный смысл – противопоставление сильных мира сего и их беззащитных жертв. И поначалу у зрителей расклад сил сомнений не вызывает: «волки» – это властная помещица Меропа Мурзавецкая, прибирающая собственность соседей путем подлогов и махинаций, ее подручный Вукол Чугунов, изготовляющий фальшивые документы и обманом заставляющий простодушных людей их подписывать, и даже с виду добродушный богатый и неглупый помещик Лыняев. Мурзавецкая обманом вытягивает деньги из молодой простоватой вдовы Купавиной и обманом же хочет женить на ней своего непутевого племянника, дабы прибрать к рукам богатое поместье вдовы, она тиранит безответную бедную родственницу Глафиру, поручая ей шпионить за Купавиной.

Но в финале пьесы все оборачивается совсем не так, как представлял себе зритель. Купавина оказывается не такой уж беззащитной, на ее имение и на ее руку находится другой претендент – помещик Беркутов, умный, сильный и не особенно добрый человек. Он быстро разоблачает мошенничество Мурзавецкой и, запугав ее судом и каторгой, получает и руку Купавиной, и ее состояние. «Волком» оборачивается и «скромная и безответная» Глафира, на деле оказавшаяся расчетливой, хладнокровной и хитрой «хищницей». Сбросив с себя монашеский наряд, а вместе с ним и напускное благонравие, она ловко одурачивает Лыняева, заставив его жениться на себе. В итоге «овцами» оказываются те, кто поначалу казался публике «волками».

Этот интересный сюжетный ход до сих пор приносит пьесе популярность, она регулярно ставится на российских театральных сценах, экранизируется кинематографистами. А мы не устаем восхищаться мастерством великого русского драматурга Александра Николаевича Островского!

В оформлении использованы иллюстрации с интернет-ресурсов.

<< Вернуться на предыдущую страницу