Народные училища Федора Янковича

Опубликовано: 28 июня 2023

Педагогическую деятельность в России всегда осуществляли незаурядные личности, получившие, прежде всего превосходное образование. Одним из таких людей был Федор Иванович Янкович, яркий представитель школы Яна Амоса Коменского, руководивший реформой образования в России во второй половине 18 века.

Настоящее имя Федора Ивановича Янковича звучало так: Теодор Янкович-Мириевский, и происходил он из очень знатной и богатой сербской семьи, владевшей огромным поместьем Мириево недалеко от Белграда. В 15 веке, после захвата большей части Сербии Османской империей, семья перебралась на земли, находившиеся под защитой Австро-Венгрии, и надолго обосновалась там.

В России Теодор Янкович оказался по воле случая. Закончив обучение на юридическом факультете Венского университета, он поступил на службу к епископу, который вскоре порекомендовал своего энергичного и очень способного секретаря на должность директора народных училищ. На этом поприще Янкович проявил себя блестяще, активно включившись в реализацию образовательной реформы. А в 1780 году в Могилеве состоялась встреча императрицы Екатерины Второй и австрийского императора Иосифа Второго, который и поведал российской коллеге о педагогических новшествах в Австрии и отдельно отметив огромные заслуги Янковича.

Екатерина Алексеевна задумалась: энергичный человек с хорошим образованием и опытом, православный, знает русский язык. Таких людей она ценила, поэтому медлить не стала и немедленно предложила Янковичу службу в России, поставив перед ним знакомую задачу – провести образовательную реформу в России. Оценив масштабы России и приплюсовав к ним предложенное щедрой императрицей жалованье, Янкович немедленно переехал в Россию и принялся за дело.

Уже через год после приезда теперь уже Федор Иванович Янкович основал в Петербурге Учительскую семинарию и стал ее первым начальником. «Сначала нужно научить учителей», – так говорил Янкович. Он лично составил для семинарии учебный план, и, когда семинария стабильно заработала, переключил внимание на народные училища.

Возглавив Петербургское народное училище, Федор Иванович разработал и воплотил в жизнь единый российский формат образования – стройную унифицированную систему начальных и средних народных училищ, взаимосвязанных единой учебной программой и единой профессиональной классификацией учителей. Массовое образование в России приобрело законченный вид и действительно превратилось в систему. Императрица была в восторге. Она несколько раз удостаивала Янковича аудиенции, откликалась на все его просьбы и пожелания, благодаря чему Учительская семинария была оборудована самыми актуальными учебными пособиями, выписанными из Европы, а ее биологические, геологические  и зоологические коллекции не уступали иным музейным.

Делу совершенствования российского образования Федор Иванович Янкович отдал 32 года своей жизни. Он написал 12 учебников для народных училищ, работал в Российской Академии наук над составлением русского толкового словаря, оставил массу педагогических рекомендаций не только для государственных школ, но и для частных пансионов. Здесь, в России, он встретил понимание и нашел поддержку, о чем никогда не забывал.

Умер Федор Иванович Янкович уже во время правления внука Екатерины Второй – Александра Первого, который, помня об огромном уважении любимой бабушки к этому выдающемуся педагогу, готов был принять расходы по захоронению тела Янковича на родной сербской земле. Но, когда обнародовали завещание Федора Ивановича, оказалось, что он желал быть упокоенным в России, в Петербурге. Так и поступили…

В оформлении использованы иллюстрации с интернет-ресурсов.

<< Вернуться на предыдущую страницу