Николай Корф – основоположник земских школ

Опубликовано: 29 сентября 2023

Николай Александрович Корф – известный русский общественный деятель и публицист 19 века. Его таланты особенно ярко проявились, когда в России появилось земство и стали создаваться земские учреждения. Подъем народного образования через открытие земских школ связан во многом именно с деятельностью Корфа.

На долю Николая Корфа выпало нелегкое детство. Он происходил из обрусевшего баронского рода Корфов, который обосновался в Харькове. Корфы были небедными дворянами, но мальчику не повезло – на втором году жизни он лишился отца и матери и остался круглым сиротой. Сначала его взяли на воспитание дальние родственники матери, а когда Николай подрос, начались скитания по частным пансионам, завершившиеся в Александровском лицее. Интересно, что воспоминания об этом учебном заведении, считавшимся одним из лучших в Петербурге, Корф оставил весьма нелицеприятные. Нет, его никто не обижал, но уровень преподавания он оценил как в лучшем случае средний.

Окончив лицей, Николай Александрович был принят на службу в департамент министерства юстиции, но хватило молодого чиновника лишь на полтора года. Служба в столице оказалась невыносимо скучной для энергичного Корфа, ему хотелось заняться какой-то конкретной, полезной для общества деятельностью. Корф уехал на родину, где в наследство от родителей у него оставалось небольшое поместье, и с энтузиазмом погрузился в общественную жизнь. Он стал членом местного Дворянского собрания и включился в реализацию крестьянской реформы. Но особенно его занимали вопросы народного образования, поэтому, став гласным уездного земского собрания, а затем и председателем мирового съезда, Николай Александрович употребил все свое влияние, чтобы школьное дело в уезде сдвинулось с мертвой точки. У него была внятная цель – сформировать грамотное население, которое бы умело, как минимум, читать, писать и считать. Для этого он предложил организовать при земствах народные краткосрочные школы, в которых бы работал всего один учитель.

Корфу удалось убедить местную общественность, и такие школы начали создаваться. Своим опытом Корф делился посредством статей в газетах и журналах, которые обратили на себя внимание педагогического сообщества России. К Николаю Александровичу за опытом потянулись педагоги со всех концов России, и, поскольку новшество Корфа было признано «весьма полезным для народного благоденствия», вскоре земские школы стали открываться повсеместно.

Сам Николай Александрович ни на минуту не останавливался: он создавал учебники для земских школ, пособия и руководства для учителей, писал научные статьи по педагогике, где проводил мысль о том, что детей нужно не только обучать грамоте и счету, но и формировать у них эстетические принципы, знакомить с материальным миром, пробуждать желание украшать и улучшать свой быт.

Наследие Николая Корфа было признано одним из ценнейших вкладов в российскую педагогику, а земские школы стали фундаментом народного образования, благодаря чему мы и сегодня помним его как выдающегося педагога.

В оформлении использованы иллюстрации с интернет-ресурсов.

<< Вернуться на предыдущую страницу