Отец научной педагогики в России

Опубликовано: 17 марта 2023

Педагогика как наука пришла в наш мир довольно поздно, из системы философских знаний она была вычленена в 17 веке. В России педагогика обрела научный статус только в середине 19 века, и инициатором такого подхода к воспитанию подрастающего поколения стал выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

Нужно признать, с детством Константину Ушинскому очень повезло – он вырос в небольшом живописном имении на берегу Десны, которое приобрел его отец, отставной офицер. Родители Константина были образованными и очень добрыми людьми, а мама Любовь Степановна стала его первой учительницей. Она так хорошо подготовила мальчика, что его приняли сразу в третий класс Новгород-Северской гимназии. Обучение в гимназии также было поставлено превосходно, и именно ее директор Илья Федорович Тимковский впервые заинтересовал юного Константина Ушинского вопросами педагогики.

Но педагогическим тонкостям в те времена нигде не обучали, и Константин Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета. В процессе обучения он продемонстрировал столь блестящие способности, что по окончании курса его оставили в университете для подготовки к профессорскому званию.

Но молодого правоведа к этому времени более всего интересовали проблемы народного просвещения. В 1846 году Ушинский уехал в Ярославль, где занялся преподавательской деятельностью в Демидовском лицее. Но уже спустя 3 года либеральные взгляды Константина Дмитриевича стали совершенно невыносимы для начальства, и он был уволен, причем, таким образом, что работы в Ярославле более найти не смог и уехал в Санкт-Петербург. В столице Ушинскому удалось устроиться в Гатчинский сиротский институт преподавателем русской словесности. Именно здесь и произошло событие, ставшее поворотным моментом в его жизни, –Константин Дмитриевич обнаружил архив одного из инспекторов этого учебного заведения Егора Осиповича Гугеля, который содержал обширнейшее собрание педагогических книг. Ушинский изучил и систематизировал книги, оказавшие на него огромное влияние, и написал одну из лучших своих статей «О пользе педагогической литературы». Прогрессивное российское общество не просто высоко оценило блестящую публикацию Ушинского, оно увидело в молодом преподавателе лидера российской педагогической мысли. После такого успеха Константин Ушинский стал постоянным автором ведущих российских журналов: «Современник», «Журнал для воспитания» и других, на страницах которых развивал свои педагогические идеи, основой которых была демократизация образования и воспитания в России.

Будучи приглашенным на должность инспектора Смольного института благородных девиц, Ушинский ликвидировал в нем классовое разделение и ввел совместное обучение дворянских и «мещанских» девочек, а также ввел «педагогический класс», где по его специальной методике обучались будущие воспитательницы. Но развившаяся болезнь помешала развить начатое. Ушинский на несколько лет уехал за границу на лечение.

В Германии, Франции, Италии, Швейцарии Ушинский изучал школьное дело, писал теоретические статьи по педагогике, создал учебники для народных школ «Родное слово» и «Детский мир».

Творческий «багаж» по итогам путешествия трудно переоценить, но поправить здоровье Ушинскому не удалось. Величайший русский педагог, заложивший научные основы отечественной педагогики, скончался 3 января 1871 г.

Совсем недавно, 3 марта 2023 года мы отметили 200-летие со дня рождения этого выдающегося человека, давшего импульс народному образованию в России и поставившему воспитательный процесс на «научные рельсы». Его заслуги перед Россией помнит и ценит сегодняшнее поколение россиян – ведь именно в честь его юбилея текущий год объявлен в нашей стране Годом педагога и наставника!

В оформлении использованы иллюстрации с интернет-ресурсов.

<< Вернуться на предыдущую страницу