Педагог-новатор Василий Сухомлинский

Опубликовано: 26 декабря 2023

В уходящем 2023 году педагогическая общественность нашей страны отметила 115-летие со дня рождения выдающегося отечественного педагога Василия Александровича Сухомлинского, основателя нового научного подхода к воспитанию детей, автора популярных книг по педагогике. Сухомлинский 22 года руководил знаменитой Павлышской средней школой, ставшей настоящим «научным полигоном» его новаторской системы.

Призвание к педагогике Василий Сухомлинский почувствовал рано – еще когда практически подростком учился на рабфаке в Кременчуге. Уже в 17 лет он работал школьным учителем, а в 20 окончил Полтавский педагогический институт. Став дипломированным учителем, Сухомлинский вернулся в родные места и стал преподавать в школе украинский язык и литературу.

Проработал в школе Василий Александрович недолго – началась война, и он ушел добровольцем на фронт. В 1942 году молодой боец был тяжело ранен, его отправили в госпиталь на Урал, но осколок от мины так и не смогли извлечь – операция угрожала жизни. И все оставшиеся годы выдающийся педагог прожил с эти осколком у сердца.

Когда Сухомлинского комиссовали из армии, его родная Украина была еще под фашистской оккупацией, и он отправился учительствовать в Удмуртию, где и приступил к разработке новой системы воспитания. Именно там, в небольшом удмуртском городке Увинске в военные годы рождался новый подход к воспитанию личности, новые принципы педагогики.

После освобождения Украины Сухомлинский вернулся домой, где его ждало страшное известие – его жена и маленький сын погибли в застенках гестапо. Василий Александрович долго переживал горе, но в конце концов сумел справится с ним и вернулся к педагогической деятельности. В 1948 года он возглавил Павлышскую школу, где и начал внедрять свою новую систему.

В чем же заключалось новаторство Сухомлинского? Он считал, что единых педагогических методик быть не может, ведь каждый ребенок – неповторимая личность, а значит, и подход к каждому должен быть индивидуальным. Сегодня нам кажется это общепринятой истиной, но в те годы в стране действовала строгая система единых методичек и инструкций, отклоняться от которых ни при каких условиях не полагалось – принципы воспитания были едины для всех. Сухомлинский совершил настоящий подвиг, сломав эту систему. В Павлышскую школу вереницей ехали делегации со всех концов страны и разносили информацию об удивительно эффективной новой системе по «городам и весям».

Сухомлинский доказал, что педагогика должна быть гибкой, и ее нужно приспосабливать к личности ребенка, а не ребенка «прогибать» под железные принципы. Но это была не единственная заслуга Василия Александровича перед отечественной педагогической наукой.

Сегодня никто не станет отрицать важность эстетического развития ребенка, но мало кто помнит, что «воспитывать красотой» – это один из новаторских принципов Сухомлинского. Именно с его подачи в школы массово стали вводиться традиции водить детей в музеи, художественные галереи, давать базовые знания по мировой художественной культуре.

Дело выдающегося педагога сегодня продолжает его дочь Ольга Васильевна Сухомлинская, доктор педагогических наук, профессор, академик. Вместе с последователями отца она хранит его научное наследие и вносит свой значимый вклад в педагогику.

В оформлении использованы иллюстрации с интернет-ресурсов.

<< Вернуться на предыдущую страницу