Педагоги Древней Руси

Опубликовано: 13 января 2023

Педагогика – основа развития любого общества, поскольку именно она обеспечивает привитие социальных устоев и нравственных начал подрастающему поколению. Поэтому можно предположить, что так или иначе институт наставничества существовал на всех этапах развития человечества. А кто занимался воспитанием детей и юношества в Древней Руси? Конечно, такие люди существовали, и именно о них наш рассказ. Данным материалом мы открываем на нашем сайте рубрику «ПЕДАГОГический Олимп России», посвященную Году педагога и наставника в России.

На заре становления русской цивилизации общественное мировоззрение определяла, главным образом, языческая религия, основанная на поклонении силам природы. Жрецами и хранителями традиций выступали волхвы, на которых и возлагалась воспитательная функция. Именно волхвы знакомили детей с законами природы, учили их понимать ее язык, распознавать деревья, травы и животных. Кроме того, волхвы учили свои воспитанников «основам безопасной жизнедеятельности»: ориентироваться по звездам и природным приметам, бороться с водной и огненной стихией.

С приходом на Русь христианства в 10 веке педагогическая функция естественным образом перешла к служителям церкви. Греческие монахи – братья Кирилл и Мефодий создали для славян азбуку, благодаря чему те получили возможность знакомиться с Библией и другой христианской литературой. Требовалось множество грамотных людей для переписывания книг, и в русских монастырях повсеместно открывались школы, где детей учили грамоте, счету, рисованию. А педагогами выступали, конечно, священнослужители.

Знаем ли мы имена таких учителей? Конечно. Вот, например, в 11 веке жила в Киеве удивительная женщина по имени Анна Всеволодовна. Она была княжной, родной сестрой Владимира Мономаха. Матерью ее была греческая царевна, вот она-то однажды и свозила Анну на свою родину в Византию. Вернувшись в Киев, Анна Всеволодовна, впечатленная греческими монастырями и храмами, а более всего – просвещенностью тамошнего народа, стала просить отца основать женский монастырь, в который она готова пойти игуменьей. Князь Всеволод Ярославич просьбу дочери выполнил, и вскоре Анна действительно стала игуменьей нового Андреевского монастыря. В монастыре она немедленно открыла школу, но какую! В ее школе учились девочки, и это был первый случай в Европе, когда девочек целенаправленно взялись образовывать. Анна лично учила девочек читать и писать, обучала счету, а самые способные ученицы брали уроки греческого и латинского языков. Но и это еще не все. Кроме наук, воспитанниц Андреевской школы монахини обучали рукоделию: кружевоплетению, вышивке, золотошвейному искусству. Возможно, не случись ордынского нашествия, женское образование распространилось бы на всю Русь уже тогда. А Анну православная церковь канонизировала, и теперь она – святая покровительница образования.

Вот так, благодаря неустанному труду учителей-священнослужителей, обучавших детей не только грамоте и счету, но и познанию мира в целом, образование медленно, но уверенно завоевывало авторитет, и когда чуть позже настало время профессиональных светских педагогов, их усилия пали на уже подготовленную, благодатную почву.

В оформлении использованы иллюстрации с интернет-ресурсов.

<< Вернуться на предыдущую страницу