Педагогическая поэма Антона Макаренко

Опубликовано: 6 декабря 2023

Среди выдающихся отечественных педагогов есть и деятель с мировым именем, заслуги которого признаны в планетарном масштабе, а литературные труды входят в золотой фонд мирового педагогического наследия. Это Антон Семенович Макаренко, признанный мировым сообществом одним из четырех педагогов, определивших педагогическое мышление ХХ века.

Активный период деятельности Макаренко пришелся на самую сложную эпоху в истории нашей страны прошлого века – первые 20 лет после Октябрьской революции. За его плечами к этому времени уже были годы учительствования, окончание с золотой медалью Полтавского учительского института, заведование школой.

Но война, разруха, голод, разрушение многих семей выгнали тогда на улицы и дороги России тысячи детей-беспризорников, сирот или просто потерявших родных в неразберихе того нелегкого времени. Долгое время новая власть не понимала, что делать с этими детьми. Их можно было отловить, собрать в детских домах, накормить, одеть, но как быть дальше? Они озлоблены, многие привыкли к вольной воровской жизни и не собираются с ней расставаться. Вот тут и появился Антон Макаренко, пришедший в Полтавский наробраз с предложением организовать трудовую колонию для таких «потерянных» детей и подростков. Поначалу начальство смотрело на невысокого щуплого человека в очках недоверчиво, но потом почему-то поверило.

Сегодня словосочетание «колония имени Горького» вызывает благоговение у всех педагогов мира и является культовым нарративом для педагогической науки. А тогда, в 1921 году это были просто бараки, возле которых лениво слонялись стайки грязных оборванцев. Через 5 лет бодрые, организованные отряды умытых и сытых детей с энтузиазмом перевозили сильно увеличившееся имущество в здание монастыря под Харьковом, выделенное колонии заинтересованным начальством. В 1928 году в колонию к Макаренко приехал Максим Горький и пришел в восторг от прекрасных бытовых условий, роскошного парка и фруктового сада, разностороннего образования детей и высокого культурного уровня жизни колонии.

Что же произошло? Как неграмотные беспризорники, среди которых были и воры, и даже убийцы, превратились в дружный здоровый коллектив?

Да просто Антон Семенович Макаренко был действительно гениальным педагогом и умел сказать нужные слова в нужное время. Ему удалось главное: убедить детей, что человек должен жить по-другому, он может и должен сделать свою жизнь красивой, только иногда ему нужно немного помочь. И он, Антон Макаренко, поможет. Человек должен есть за столом и спать на кровати. Их нет? Я найду материалы, вместе сделаем. Таким был принцип Макаренко: все недостающее сделать вместе. И ему снова поверили. А когда бывшие беспризорники начали трудиться и видеть, как жизнь становится лучше, красивее, удобнее, по сути, Макаренко уже был им не нужен. Только они этого понимать не хотели – ловили каждое его слово, с готовностью бежали выполнять каждое его распоряжение. Воспитанники уже сами управляли колонией, сами принимали решения, но Макаренко был для них знаменем, главным именем в жизни.

Из колонии имени Горького вышли врачи, инженеры, военные и, конечно, педагоги, самый известный из которых – Семен Калабалин, долгие годы работавший в детских домах нашей страны, фронтовик-разведчик.

И, наверное, лучшая память о великом педагоге – это не мировое признание, не труды и не книги, а люди, получившие новую жизнь, их подвиги и свершения, случившиеся благодаря Антону Семеновичу Макаренко.

В оформлении использованы материалы интерент-ресурсов.

<< Вернуться на предыдущую страницу