Василий Андреевич Жуковский – личность в русской литературе выдающаяся. Поэт, переводчик, автор слов российского гимна 19-го века, один из столпов Золотого века русской литературы, он по праву стал академиком, что дало ему возможность принимать активное участие в построении новых основ русской словесности. Педагогическая деятельность стала во многом неожиданной для него, но и на этом поприще он добился выдающихся успехов.
В 1817 году известный русский поэт Василий Жуковский, возвращаясь в Петербург из путешествия по Европе, остановился в городе Дерпте (ныне это эстонский город Тарту). Он планировал поработать здесь над новыми произведениями и посидеть в библиотеке знаменитого Дерптского университета. Дерпт считался тогда хоть и университетским, но провинциальным и тихим городом, далеким от столичного блеска. Каково же было удивление Жуковского, когда он встретил здесь Григория Андреевича Глинку, занимавшего весьма престижный пост воспитателя в императорской семье. Оказалось, что Глинка заболел и подал в отставку, но Александр Первый не согласился отпустить его, пока он не найдет себе достойную замену, для чего, собственно, Григорий Андреевич и приехал в Дерпт – приглядеться к местной профессуре. Но, встретив Жуковского, Глинка переменил свои планы. Энциклопедическая образованность Василия Андреевича, его высокие эстетические идеалы были хорошо известны в русском обществе, а что же еще нужно для достойного воспитания царских особ? И Глинка принялся уговаривать Жуковского заменить его на таком ответственном поприще. Поначалу ошеломленный столь неожиданным предложением, Жуковский не согласился, но подумал и дал утвердительный ответ.
Так Василий Андреевич стал наставником и учителем в императорской семье Романовых. Поначалу он занимался гуманитарным образованием великих князей Николая Павловича и Михаила Павловича – младших братьев Александра Первого. Затем ему было поручено обучение великих княгинь Александры Федоровны, супруги Николая Павловича, и Елены Павловны, супруги Михаила Павловича, русскому языку и литературе. Обе дамы были родом из прусских княжеств и прибыли в Россию, ни слова не зная по-русски.
Но главной педагогической деятельностью для Жуковского, конечно, стало воспитание и обучение сына Николая Павловича – Александра Николаевича, будущего императора Александра Второго. Для него Василий Андреевич разработал особый учебный план. Поскольку Жуковский был большим поклонником великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци и даже написал о нем несколько статей, то и в основу воспитания будущего императора положил идеи своего кумира. Программа обучения наследника престола, по Жуковскому, состояла из 3-х периодов:
- с 8 до 13 лет — «приготовительное учение», то есть изучение общеобразовательных дисциплин;
- с 13 до 18 лет — «учение подробное», то есть систематический курс начал основных наук;
- с 18 до 20 лет — «учение применительное», ориентированное на жизненную практику наследника престола, круг его «профессиональных» обязанностей.
Имелись ли положительные результаты такого обучения? Без сомнения. Александр Второй вошел в историю как просвещенный монарх, поддерживающий народное образование, культуру и науку. И, конечно, не будем забывать, что именно он в 1861 году отменил в России крепостное право, дав импульс новому развитию общества.
А Василий Андреевич Жуковский стал почитаться в России не только как выдающийся поэт, но и как известный педагог.
В оформлении использованы иллюстрации с интернет-ресурсов.