Реформатор образования Василий Татищев

Опубликовано: 24 апреля 2023

Василий Никитич Татищев – один из самых ярких деятелей русской науки и культуры первой половины 18 века. Многотомная «История Российская», оригинальные философские труды, энциклопедический словарь «Лексикон Российский» стали для своего времени подлинным «прорывом» и подняли российскую науку на европейский уровень. Но, помимо этого, Татищев оставил и яркое педагогическое наследие, реформировав, по сути, образование в России.

Василий Татищев был сыном небогатого псковского помещика. Родился он в 1686 году, когда дворянских детей обучали дома, а для прочих в лучшем случае существовали примитивные церковные школы, где дьячки могли обучать крестьянских детей читать, писать и немного считать, да и таких было мало.

Петровские реформы, конечно, коснулись и образования, но, за неимением пока своих толковых преподавателей, молодые дворяне по приказу Петра отправлялись учиться за границу. В их числе оказался и Василий Татищев, отбывший в германские земли. Увидев, как там поставлено школьное дело, он утвердился в мысли, что России пора сломать церковную систему обучения детей, выводить педагогику из религиозной системы и ставить ее на «светские рельсы».

Вернувшись в Россию, Татищев написал статью «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ», где и предложил новую систему обучения детей. Она заключалась в следующем. Повсеместно в России следует организовать школы для детей крестьян, ремесленников и заводских рабочих. До 10 лет дети будут получать общие знания: грамматика, арифметика, история, география, а после 10 начинается обучение конкретному ремеслу. Религиозное и духовно-нравственное воспитание детей должно быть полностью передано иным учреждениям. То есть, по сути, Татищев придумал профессионально-технические училища!

Петр Первый благосклонно отнесся к идеям Татищева, и тот принялся за дело. В 1720 году Василий Никитич стал первым государственным лицом на Урале, и уже в1721 году здесь появилась горнозаводская школа, а затем появилась и целая сеть таких училищ. Кроме огромной организаторской работы, Татищев собственноручно написал инструкцию «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах», где разворачивал подробные методические рекомендации для учителей и воспитателей».

Все это привело к тому, что в России начал появляться особый социальный слой: грамотные, хорошо обученные рабочие, разбирающиеся в технологиях, способные прочесть и понять инструкции к станкам, а главное, сособные учиться дальше. Стоит ли удивляться после этого успехам российской металлургической промышленности, занявшей к концу 18 века лидирующее положение в Европе?

Таким образом, образовательная реформа Татищева доказала свою состоятельность, а воспитание и образование детей стало государственным делом. Она дала импульс к дальнейшему развитию педагогики в нашей стране, а имя Василия Татищева вписано в ее историю золотыми буквами.

<< Вернуться на предыдущую страницу