Считаем… на пальцах

Опубликовано: 11 апреля 2022

Продолжаются учебные мероприятия в рамках проекта «Школа инклюзивного общения», ставшего победителем грантового конкурса Фонда Михаила Прохорова в 2021 году. Участники уже освоили дактильную азбуку и перешли к изучению чисел.

 

На этой неделе состоялось два мероприятия Лаборатории жестового языка Новосибирского Государственного технического университета для участников проекта «Школа инклюзивного общения». Успешно справившись с основами, ребята перешли, пожалуй, к одной из самых сложных тем – числам и счету.

Почему эта тема так сложна? Вспомните из своего школьного детства, как тяжело было правильно написать длинные числовые конструкции, например 863 – восемьсот… а как дальше? Многие дети в школе путаются, какие окончания должны быть, слитно или раздельно писать части одного числа. В русском жестовом языке большие числа тоже можно назвать «тяжелыми». К примеру, семь – два пальца правой руки прислоняются к раскрытой ладони левой, находящейся в вертикальном положении. Семьдесят – та же ладонь, те же пальцы, но уже не прислоненные, а как бы «машущие» мимо ладони. А семьсот – те же пальцы, та же ладонь, но движение пальцев и не описать словами, чтоб было понятно. Запомнить все эти сочетания ладоней и пальцев непросто. Очень непросто.

Поэтому участники начали знакомство со счетом от 1 до 20. Ребята немного путались, ошибались. И тут же спрашивали: «А как показать 514?». Спрашивали у библиотекарей, присутствовавших на занятии. А уже библиотекари передавали вопрос педагогам, ведь наши педагоги – люди не слышащие. Пока запаса жестов у наших учащихся недостаточно для полноценного общения с преподавателем, но «жестовый» словарь постепенно пополняется. Иногда требуется помощь, но преимущественно ребята общаются с педагогами напрямую. И это здорово.

Проект «Школа инклюзивного общения» ставит целью преодоление барьеров общения между людьми с нормой слуха и не слышащими людьми. Общение на занятиях с неслышащим педагогом помогает ребятам преодолеть стереотипы и страхи, и уже сейчас мы видим, что это работает. С каждым занятием ребята становятся более уверенными и раскрепощенными в общении. Они не боятся диалога на жестовом языке, стремятся понять (и понимают!) собеседника, учатся правильно строить фразы на жестовом языке. Наблюдать за динамикой развития такого общения очень интересно. Она наглядно показывает, что «барьеры общения» - только у нас в голове. И если через них «переступить», мир откроется с новой стороны.

Оставайтесь с нами! Следите за новостями проекта на нашем сайте и в блоге https://www.youtube.com/channel/UCGKfn9XThwM8aYdlJOuM5Ww.

<< Вернуться на предыдущую страницу