Узорное плетение удмуртов

Опубликовано: 5 августа 2022

Удмуртия – республика в составе Приволжского федерального округа России, ее столица – город Ижевск. Удмурты – древний и самобытный народ, а их земли богаты самыми разнообразными лесами. Именно обилие древесного материала и обусловило расцвет совершенно особенного художественного творчества – лыко- и лозоплетения, в котором удмурты достигли подлинного совершенства.

То, что удмурты – лучшие в России мастера по производству рогожи, мочала, лаптей, огромных прочных кулей, издавна было известно всем. Этот удмуртский товар с нетерпением ждали на ярмарках и разбирали, как правило, в один день. Нужно, сказать, изделия были добротные, прочные и очень надежные, но без особого изыска в оформлении. Оно, собственно, и не требовалось, поскольку мочало, рогожа и кули предназначались вовсе не для украшения быта.

Но творческий потенциал удмуртов все настойчивее требовал выхода, и, поскольку в процессе производства основных изделий всегда оставалось множество побочного материала – лыка, прутьев, щепы, бересты. Вот из них-то удмуртские умельцы и принялись плести в начале 19 века разнообразную утварь: корзины, лари, чаши, хлебницы. А особо креативные мастера выплетали целые кузова для экипажей!

Плели из всего, но самые красивые и тонкие изделия получались из корней ели. Оказалось, что, если длинные и гибкие корни этого дерева ошкурить и хорошенько зачистить, получится материал для плетения гораздо более красивый и изысканный, чем привычные ивовые прутья.

В середине 19 века искусство удмуртов-лозоплетов неожиданно оценили даже… виноделы! Оказалось, что местная ива как нельзя лучше подходит для оплетки бутылок. В удмуртские деревни стали поступать заказы на оплетку винных бутылей самых разнообразных форм и размеров. Ремесленники стали объединяться в артели, поставили дело на «широкую ногу» и вскоре стали получать заказы из-за границы. Интересно, что заказчики некоторое время предоставляли свои рисунки узора для плетения, но известен случай, когда некий испанский виноторговец, имевший свое дело в Москве и Петербурге, получил от удмуртских мастеров их собственные рисунки узоров, признал их значительно более красивыми, чем традиционные для его торгового дома, и с тех пор в оплетке бутылок использовал только удмуртский вариант!

Сегодня в Удмуртии мастеров плетения немного, но они бережно сохраняют народные традиции и передают их молодежи, организуя выставки, мастер-классы и систематическое обучение самых способных продолжателей дела. Все это сохраняет высокий уровень народного творчества в Удмуртии и вносит весомый вклад в поддержание традиций народного прикладного искусства Поволжья.

В оформлении использованы иллюстрации с интернет-ресурсов.

<< Вернуться на предыдущую страницу