ЖЕСТикуляция

Опубликовано: 1 марта 2022

В первый весенний день состоялось очередное занятие «Школы инклюзивного общения» - урок русского жестового языка (РЖЯ), посвященный основам общения. С ребятами занимались специалисты Лаборатории жестового языка НГТУ.

О первой «встрече с жестами» для участников проекта «Школа инклюзивного общения», которая состоялась еще на вводном мероприятии, мы рассказывали ранее. Тогда библиотекари продемонстрировали ребятам, как выглядит общение с использованием РЖЯ. Однако общение на жестовом языке с не слышащим человеком существенно отличается. Ведь все то, что делает вербальную речь выразительной – интонация, тембр голоса, громкость, акцент на определенные слова и т. д. – в РЖЯ попросту отсутствует. Зато в роли таких выразительных средств выступают мимика, позы, движения тела. Именно им и было посвящено занятие.

Кажется, что выразить без слов гнев, радость или удивление – просто. На деле все совсем не так. Современные подростки (а именно на эту возрастную категорию ориентирован проект) чаще выражают эмоции при помощи смайликов в социальных сетях, при живом общении предпочитая «держать лицо». Изучение жестового языка требует определенной раскованности, умения контролировать свое тело и подавать невербальные сигналы собеседнику. Все это наши партнеры проекта показывали ребятам на собственном примере, попутно демонстрируя соответствующие жесты из РЖЯ.

На занятии участники не только пополнили свой словарь первыми жестами, но и узнали, какое значение имеют «выразительные средства тела» при общении на РЖЯ. Один и тот же жест, сопровождаемый разными выражениями лица или позами (или даже показанный выше или ниже уровня глаз) имеет разное значение. А потому – важно тренироваться не только в «произнесении» жестов, но и в выражении эмоций. Последнее и стало для ребят первым «домашним заданием» - тренироваться перед зеркалом.

Несмотря на то, что общение строилось исключительно с использованием жестов и наглядного материала на экране, дети прекрасно понимали преподавателей. Поначалу ощущалась некоторая скованность, ведь это очень непривычно, когда разговор – без слов. Но постепенно участники «включились» в работу, а к концу занятия – не хотели уходить.

Мероприятие прошло в очень теплой, дружеской и веселой атмосфере. А вы смогли бы не засмеяться, когда сосед по парте изображает смеющуюся лошадь или обиженного кота? А ведь смеяться – не нужно. Нужно – хвалить! По крайней мере, когда это происходит на занятии по невербальным средствам общения.

Следующее мероприятие в рамках проекта «Школа инклюзивного общения» состоится в четверг, 3 марта. А значит, ребята продолжат погружение в удивительный мир жестов, ведь впереди еще много открытий.

Оставайтесь с нами. Следите за новостями проекта на нашем сайте и в социальных сетях Центральной городской детской библиотеки имени Аркадия Гайдара!

<< Вернуться на предыдущую страницу