Зимние краски Гжели

Опубликовано: 12 января 2022

Русская Гжель давно покорила мир своей необыкновенной красотой. Керамические изделия, расписанные в строгой сине-белой гамме, коллекционируют поклонники Гжели в самых отдаленных уголках Земли. Есть и такие, кто специально заказывает русским умельцам чайные и обеденные сервизы, или коллекционные фигурки. Но что же такое Гжель, где она находится и как сумела прославиться на весь мир? Вот об этом мы сегодня и расскажем в статье из цикла «Народные узоры России».

 

Сегодня Гжель – это поселок, выросший из старинной деревни. В более широком смысле существует понятие Гжельский куст – это сам поселок и еще 27 деревень, имеющих непосредственное отношение к этому уникальному явлению русской народной культуры. Расположен же этот Гжельский куст в 60 километрах от Москвы по направлению к городу Мурому.

Местность эта издавна славилась отличными глинами, поэтому деревенские умельцы головы над ремеслом особо не ломали – гончарный промысел напрашивался сам собой. Чашки, плошки, кувшины, горшки, квасники выходили из рук гжельцев добротными, крепкими и отличались от всех прочих очень светлым оттенком глины. Стоит ли и говорить, что гжельская посуда поначалу была нарасхват в соседних селах, а затем стала пользоваться спросом и в самой Москве.

Посудный промысел решительно пресек царь Алексей Михайлович в 1663 году. Государь рассудил, что посуда посудой, а медицина важнее, и велел всю гжельскую глину, раз уж она так хороша, вывозить в Москву для нужд Аптекарского приказа – на изготовление аптечных сосудов. В общем, резон в этом был, гжельская глина прекрасно подходила для аптечной посуды, что отмечал почти через 100 лет сам Михаил Васильевич Ломоносов. Но затем на смену глине в аптекарском деле пришло стекло, и гжельские гончары вернулись к прежнему занятию.

К началу 19 века в России уже появилась красивая заграничная посуда, и, чтобы успешно конкурировать с ней, гжельские мастера стали не только изготовлять фарфор из своей знаменитой глины, но и занялись росписью своих изделий. Поначалу они использовали 4 краски: белую, голубую, коричневую и желтую, но со временем две последние отпали, и остались только белая и голубая, цвета русской зимы – голубого неба и белого снега. Вот тогда-то, в последней четверти 19 века Гжель и стала завоевывать мир. Неповторимый русский живописный стиль, искусное перетекание одного цвета в другой, «фирменный» стилизованный растительный рисунок – все это совершенно восхитило мир. Гжель стали узнавать не только специалисты по прикладной народной культуре, но и любители-коллекционеры.

Сегодня настоящая гжельская роспись – это целая наука. Представьте себе, существует целый атлас живописных мазков гжели, и если мастер использует в росписи какой-то другой, – это будет ненастоящая Гжель. А что уж говорить о голубом цвете! Настоящим считается один-единственный его оттенок. Именно эти детали и создают неповторимый зимний узор Гжели, которым восхищается весь мир, а мы гордимся!

В оформлении использованы иллюстрации с интернет-ресурсов.

<< Вернуться на предыдущую страницу